Для усыновителей

Давайте поразмышляем о мотивах усыновления, то есть о том, почему некоторые люди хотят усыновить детей. «Жили – были мама с папой, а детей у них не было. Конечно,  тогда они еще не знали, что они мама с папой, а думали, что просто муж и жена. Но потом пошли в центр усыновления, где им помогли встретить своего сыночка (или дочку) и стали они - СЕМЬЯ». Или не так. «Жили – были мама, папа и сыночек (или два, три…), а может дочка, или еще как-то, и пошли они в центр усыновления…. И опять – СЕМЬЯ». Да, еще бывает «жила-была женщина…» или, что гораздо реже, «жил-был мужчина…». Но в итоге – все равно СЕМЬЯ. 
            Но вот как они стали жить после образования СЕМЬИ, как раз во многом определяют мотивы, или причины усыновления. 
            1. Это может быть ситуативное желание или импульс после просмотра передачи о детях-сиротах, ролика социальной рекламы или чтения статьи в газете, журнале. Жалость к «бедному сиротке» активизирует сначала негодование на родителей, «бросивших» детей, затем неудовлетворенность своей личной жизнью, и – «Я не такая(такой), Я -  лучше, Я – спасу (усыновлю)». В общем, не самые лучшие стороны личности задействованы в стремлении «облагодетельствовать», и человек уже не замечает, что играет в игру «Жертва – Спасатель – Преследователь». Если жалко, можно помогать детям, но не усыновлением. 
          2. Если это было желание сохранить брачный союз, - такое бывает, когда отношения не равные, если один из супругов пытается манипулировать другим, если один испытывает эмоциональную зависимость от другого, а тот уже остыл и вот-вот «сорвется с крючка», и при этом нет детей, то усыновление может казаться подходящим решением удержания мужа (реже - жены) и сохранения отношений.   
          3. Бездетные супруги могут испытывать чувство неполноценности, ущербности, мучить себя:  «начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице». Желание «быть как все», стать «настоящей» семьей, становится непреодолимым, и иметь ребенка – уже смысл существования семьи. Но  нельзя же хотеть детей любой ценой! 
        4. Усыновление ребенка для кого-то  может быть способом самоутвердиться, совершить «подвиг», услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что «могу».  Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком, ведь он теперь навсегда будет с вами, «постоянно будет мелькать у вас перед глазами»? 
         5. Комплекс папы Карло или «изготовителей» Колобка  – и одиночество, и желание, чтобы ребенок был помощником в старости, чтобы «хоть кто-нибудь перед смертью подал стакан воды». Что тут скажешь, ребенок не обязан быть благодарным, не обязан помогать, да и счастье в такой семье может поселиться благодаря лишь чуду. 
          6. Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды (к примеру,  льготный кредит на строительство жилья), став многодетной семьей после усыновления ребенка. Но это опять игры, причем  с государством, и кем является ребенок в этой игре? 
             Бывают  и другие причины, но все они те, по которым ребенка усыновлять не надо. Никогда и никто не решит свои проблемы за счет детей.
           Есть только одна причина усыновления  – это избыток любви. Любовь  лежит в фундаменте нашей жизни. Во имя любви мы покоряем горные вершины, сочиняем песни,  поэмы и романы, совершаем большие и маленькие подвиги (или глупости), решаем глобальные проблемы и переносим любые трудности. Апостол Павел в своем письме в Коринф превозносил любовь, указывая на то, что все достижения человечества, которые не мотивированы любовью, в конце концов, не имеют никакого смысла. 
      В психологии человека любовь - основная эмоциональная составляющая.  В каждом ребенке заложены определенные эмоциональные потребности, и для того, чтобы ребенок рос эмоционально устойчивым, эти потребности необходимо удовлетворить. Среди этих эмоциональных потребностей одна из самых важных – потребность именно в любви: это и ощущение того, что он(ребенок) желанен, важен, и чувство принадлежности к кому-либо. Без этого у детей происходит задержка социального и эмоционального развития;  ощущая любовь, ребенок чувствует себя защищенным, не ощущая — испытывает тревогу. 
          Есть такая метафора: «внутри каждого ребенка заключен эмоциональный сосуд любви, и задача взрослых наполнять этот сосуд, тогда развитие ребенка будет нормальным».  А если мы говорим о ребенке-сироте, то «количество» необходимой ему любви увеличивается в несколько раз. Но разве смогут родители, которые заняты решением своих проблем, заполнением своих «сосудов»,  дать что-нибудь ребенку? 
           Если Вы хотите усыновить ребенка, и у Вас есть избыток любви (потому что есть), тогда все остальное становится не важным и не имеет никакого значения. Тогда Вы можете быть материально обеспеченными или нет, одиноким или в браке, иметь детей или быть бездетными, молодыми или среднего возраста, иметь высокий  IQ или не очень. И только тогда ваши усыновленные дети смогут расти в домах, наполненных любовью и безопасностью.  Любовь нам была необходима еще до того как мы родились, и будет нужна нам пока мы живы.

Скачать Рекомендации_усыновителям_ДОПОЛНЕННЫЕ_Журавлевой.pdf

Скачать Усновление_из_приемной_семьи.pdf

Адаптация ребенка в семье

Адаптация ребенка в семейную систему – принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.

Адаптация родителей к появлению нового члена семьи предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа Я.

Первый этап адаптации – «Медовый месяц»

  • Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться.
  • Новые переживания могут негативно отразиться на ребенке (плохо спит, ест).
  • Ребенок может испытывать и радость, и тревогу одновременно. Может просить отвезти его назад. Это может быть контроль над ситуацией («я сам решу где мне быть» – потребность в безопасности), проверка отношений («действительно ли я им так нужен»), боязнь полной зависимости от малознакомых людей.

Второй этап – «Уже не гость»

  • Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако, это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье. Взрослым следует обрадоваться этим изменениям (втайне от ребенка).

Фактически ребенок с этого момента начинает доверяет семье, он показывает свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях.

Третий этап адаптации – «Вживание»

  • На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка (и свои тоже). Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления.
  • На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к биологическим детям, если они имеются в семье.

Четвертый этап – «Стабилизация отношений»

  • Этот этап характеризуется удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают возможность взять в семью еще одного ребенка. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба биологических родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в семье, но и в социуме.

Успешной адаптации ребенка в семье способствуют такие черты усыновителей (удочерителей) как:

  • Мягкосердечность
  • Эмоциональная стабильность
  • Ответственность
  • Самоконтроль
  • Открытость
  • Эмпатия,способность сопереживать
  • Доброжелательность
  • Терпимость и проницательность
  • Спокойствие и уверенность в себе

 

 

свернуть

Книги по теории привязанности

Петрановская Л.В. «ТАЙНАЯ ОПОРА: ПРИВЯЗАННОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Благодаря данной книге Вы узнаете: 

как формируется привязанность ребенка к родителям от рождения и до подросткового возраста; 

как отличаются роли «НАСТАВНИКА» и «РОДИТЕЛЯ»;  как стать ребенку надежной опорой; 

заниматься ли ранним развитием или нет; 

отдавать малыша в садик или оставить его дома с бабушкой?

давать ли подростку свободу и как это делать и ответы на другие важные вопросы.

 

Гордон Ньюфелд, ГаборМатэ «НЕ УПУСКАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ РОВЕСНИКИ»

Психотерапевт Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ пишут о таком плохо изученном феномене детско-родительских отношений, как замещение привязанности к родителям привязанностью к ровесникам. Авторы считают эту тенденцию одной из самых разрушительных и неправильно понимаемых в современном обществе. Они показывают, как и почему дети постепенно теряют с нами контакт, и как потеря этого контакта негативно влияет на их психоэмоциональное развитие. Книга будет полезна родителям детей любого возраста - от малышей до подростков, психологам, а также всем, кто по роду деятельности призван заботиться о детях.

 

Сью Герхардт «КАК ЛЮБОВЬ ФОРМИРУЕТ МОЗГ РЕБЕНКА?»

В книге описано, как любовь влияет на формирование мозга ребенка. Подробно раскрыта тема влияния на младенца эмоциональное взаимодействие с родителями. Сью Герхардт - психотерапевт и психоаналитик, который исследовал процесс взаимодействия самых ранних отношений на развитие и формирование нервной системы у младенца. Данная книга - интерпретация научных исследований последних лет в доступной форме. Будет полезна родителям, специалистам, которые работают с детьми.

 

Хаим Гинотт «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК: МИР ОТНОШЕНИЙ»

Вот уже более сорока лет эта книга помогает родителям улучшать отношения со своими детьми. За эти годы ее совокупный тираж составил свыше пяти миллионов экземпляров. Сегодня она по праву считается классическим бестселлером, в свое время совершившим революцию в сфере воспитания и внутрисемейных коммуникаций. Именно идеи Хаима Гинотта вдохновили Адель Фабер и Элен Мазлиш на создание бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

В своей книге доктор Гинотт предлагает родителям созвучные внутреннему миру ребенка, но при этом действенные методы воспитания, которые учат взрослых эффективно общаться с детьми. Каждая рекомендация сопровождается увлекательными примерами из профессиональной практики автора, живыми и забавными диалогами. Вы узнаете, как воспитывать без угроз, подкупов, сарказма и наказаний; как критиковать, не уничижая; как хвалить, не оценивая; как гневаться, не раня; как строить общение с ребенком так, чтобы он учился доверять своему мироощущению и отвечать за свои поступки; как стать ребенку лучшим другом.

 

Карл Бриш «ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ»

Книга доктора Карла Бриша, специалиста в области детской и юношеской психиатрии, автора метода психотерапии, основанного на теории привязанности. Ее основная цель – развитие детско-родительской привязанности, компетентности семьи, создание условий для здорового развития детей. Дети, у которых сложились прочные эмоциональные связи с родителями, отличаются более социальным поведением, они способны к эмпатии, творчеству, выносливы и устойчивы в стрессовых ситуациях.

 

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ (с трудностями поведения и характера)

Как вести себя, если ребенок проявляет упрямство, капризы, непослушание

  1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
  2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.
  3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
  4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему,

как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

  1. Дети не могут управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
  2. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
  3. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

 

Что делать, если ребенок негативно демонстрирует поведение

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита внимания, общения, высоких оценок.

Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший».

Главное - замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками.

Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или по крайней мере, то, что можно).

 

 

Если ребенок проявляет агрессивность

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке- проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан впервые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобленность ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимость снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком ( или манная крупа), водой и (или) релаксация.

Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причины, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

 

Повышенная двигательная возбудимость у детей (гиперактивность)

Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит – все это признаки нервного напряжения. Причины:

Неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;

Грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;

Реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение.

Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.

В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

 

Как помочь ребенку, если он робкий, тревожный, необщительный

Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.

Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).

Не делайте за ребенком то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особенно внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока, и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.) Приобщайте ребенка к частным выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).

Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.

За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми, и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него – он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

 

 

Почему ребенок проявляет эгоизм, жадность

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводит к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви.

Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими, может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у него не было или было мало.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». одно дело - избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело - ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений - любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

 

Если ребенок говорит неправду

Дети лгут чтобы: произвести впечатление и упрочнить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви;

скрыть свою вину, избежать наказания;

выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопрос. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь лож, самый бесполезный – пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. В то же время его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

 

 «Болезненная привязанность к матери»

Если ребенок сверх меры привязан к матери, прежде всего не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить - он все равно не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты.

Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

«Внезапный уход» - также достаточно спорный метод. Когда мама уходит не заметно, это пугает ребенка еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью, - это чувство спокойствия и ощущения защищенности.

В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать: прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе – все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор.

Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, папа, бабушка…), тем больше будет страдать от своего комплекса.

Почаще берите ребенка собой в гости, приглашайте в дом гостей. Радуйтесь проявлениям его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем –то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключается – в этом случае вам придется немножко подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Вернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали. Не следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 5-7 дней, когда ребенок понемногу начнет привыкать к вашему отсутствию, время следует незаметно увеличивать, но не более 3 минут. Когда время вашего отсутствия увеличится до 15-20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное, игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Но не следует награждать малыша каждый день, иначе он к этому привыкнет и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без мамы, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного. Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствии матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

 

свернуть

Способы выражения родительской любви

 

Способы выражения родительской любви

 

Росс Кэмпбелл предлагает следующую классификацию способов выражения любви к ребенку:

  • контакт глаз,
  • физический контакт,
  • пристальное внимание,
  • дисциплина.

К сожалению, многим родителям свойственно выражать свою любовь в основном одним (чаще всего это дисциплина) или двумя из этих способов, в то время как остальные они игнорируют. Обычно это приводит к тому, что в отношениях между родителями и детьми возникает дисгармония. Для гармоничных отношений очень важно, чтобы во взаимоотношениях присутствовали все четыре способа выражения любви. Поговорим подробнее о каждом из них.

Контакт глаз

Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Контакт глаз (осознаем мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Росс Кэмпбелл отмечает: "Но помните, что любящий взгляд — один из главных источников питания для детей. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией".

Необходимо предостеречь родителей и от такой часто встречающейся формы наказания, как сознательное уклонение от прямого взгляда для демонстрации своего неодобрения. Такую форму наказания ребенок может воспринимать даже тяжелее, чем физическое наказание.

И еще одна цитата из книги Росса Кэмпбелла: "То, как мы проявляем свою любовь к ребенку, не должно зависеть от нашего удовольствия или неудовольствия от его поведения. Мы можем справиться с плохим поведением ребенка другими способами, такими, которые не помешают струиться постоянному потоку нашей любви к нему. Мы можем говорить о дисциплине, требовать ее, не прерывая связующую нить любви. ...следует настоятельно подчеркнуть, что глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь, и строгий взгляд — не лучшее средство укрепить дисциплину".

Физический контакт

Второй способ проявления любви к ребенку — физический контакт, под которым понимаются ласковые прикосновения. Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же они  ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

Пристальное внимание

Следующий способ выражения любви к ребенку — пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на                   какие-либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Поэтому всем родителям желательно помнить о важности пристального внимания и стараться выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине. Для этого нужно совсем не так много времени, как может показаться. Росс Кэмпбелл отмечает, что "иногда те несколько минут, когда вы полностью сосредоточены на своем ребенке, могут сделать чудеса". Но лучше, конечно, когда родители находят время и для длительных периодов пристального внимания, причем по мере взросления ребенка частоту и продолжительность этих периодов следует увеличивать.

Дисциплина

И четвертый способ выражения родительской любви - дисциплина. Сразу же необходимо отметить, что дисциплину можно отнести к проявлениям родительской любви только в том случае, если она не отождествляется с наказанием и понимается как способствование ребенку стать самим собой.

Все родители стремятся приучить ребенка к дисциплине, но не всем это удается. Почему?

Во-первых, потому, что многие родители считают, что дисциплина и любовь к ребенку существуют сами по себе, в то время как эти два понятия неразделимы.                    Росс Кэмпбелл пишет: "Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины".

Во-вторых, зачастую как способ достижения дисциплины используется только наказание, в то время как наказание является далеко не единственным и тем более не самым главным (а скорее самым отрицательным и примитивным) методом достижения дисциплины. Например, гораздо важнее наказания такой способ обучения ребенка дисциплине, как личный пример. Родителям очень важно понять, что дисциплина должна быть не средством достижения комфорта для родителей, а способом обучения самодисциплине.

 

 

свернуть

Тайна усыновления

Причины «засекретить» усыновление

  1. Стремление защитить психику ребенка
  2. Желание оградить малыша от косых взглядов
  3. Стремление избавить чадо от гнета неизжитых в обществе предрассудков
  4. Желание сохранить мир в семье
  5. Страх того, что ребенок будет искать биологических родителей
  6. Опасения, что ребенок разлюбит.

 

Лучше рассказать. Почему?

  1. Все тайное становится явным.
  2. Родители для ребёнка, а не ребёнок для родителей.
  3. Со временем это уже не тайна, а большая ложь.
  4. Скрывать = считать усыновление (удочерение) чем-то неправильным и ненормальным.
  5. Нет тайны – нечем манипулировать.
  6. Нет тайны – нет страха ее раскрытия.

В каком же возрасте лучше говорить с ребенком об усыновлении?

Малыши от рождения до 3 лет

В этот возрастной период для ребенка совершенно не имеет значения, как он появился в этой семье. Для него гораздо важнее ощущать, что родители его любят, принимают и что с ним не связано никаких событий, которые вызывали бы у родителей чувство неловкости.

В разговоре с ребенком важно следить за тем, какие выражения вы употребляете для описания произошедшего. Малыши склонны понимать все буквально, и, если они слышат фразу "тебя бросили", картинка, которую они себе представят, будет в точности соответствовать прямому смыслу этого выражения.

Дошкольники (от 3 до 6-7 лет)

    Дети дошкольного возраста задают очень много вопросов, и это может в значительной степени облегчить родителям рассказ о происхождении ребенка. На вопросы детей этого возраста следует отвечать конкретно и в том объеме, понимание которого доступно ребенку.

    Не стоит обольщаться, считая, что вам придется рассказать эту историю только однажды. В этом возрасте детям очень важно послушать одно и то же несколько раз. Возможно даже, что история появления ребенка в семье какое-то время будет его любимой сказкой на ночь. Очень важно в своем рассказе соблюсти баланс между реалистичностью истории и стремлением сделать ее позитивной.

Младшие подростки (от 6-7 до 12 лет)

Определяющим моментом для этого возраста является тот факт, что ребенок уже в достаточной мере способен осознать свою историю. На этой стадии развития он начинает понимать, что от него отказались биологические родители, что он потерял их. С другой стороны, для детей этого возраста очень важны правила, чувство справедливости, поэтому им бывает необходимо совместить чувства, которые они испытывают к биологическим родителям и к усыновителям. Надо учитывать, что даже если ребенок этого возраста и не говорит о своем происхождении, своей биологической семье, не задает вопросов, то это отнюдь не означает, что эта тема его не интересует.

Подростки

Ребенок, узнавший о том, что он не родной, в подростковом возрасте оказывается в сложной ситуации: он не может построить свою идентичность ни на истории своей жизни, которую он помнит, ни на истории принявшей его семьи. Это происходит из-за того, что подростковый максимализм не дает ребенку одновременно признать и факт своего происхождения, и историю своей жизни в семье усыновителей.  Ребенок в этом возрасте может начать искать биологическую семью. Не стоит инициировать эти поиски самим – важно, чтобы эта инициатива исходила от ребенка. Это связано с тем, что повзрослевший подросток должен быть морально готов к тому, что его поиски могу привести к неприятным последствиям: его биологические родители могут не захотеть принять неожиданно появившегося сына или дочь, еще раз отказаться от них.

свернуть