Что такое кибербезопасность и зачем учить этому детей?

23.01.2024
22 января 2024 года в ГУО «Средняя школа № 1 г.Новополоцка» состоялась информационная встреча с учащимися 8-х классов «Безопасность в сети: киберугрозы» в рамках цикла занятий по правовому просвещению «Человек в системе права».

Согласно последним данным, смартфон есть у 93% учащихся начальной школы. 80% школьников признают, что не могут без него обойтись, 53% детей проводят в гаджетах от одного до четырех часов в день, а больше четверти тратят на них всё свободное время.

Чаще всего интернет дети используют для игр (76%), для просмотра видео (70%), для общения с друзьями (67%) и для подготовки к урокам (53%).

Дети не слишком заботятся о своей приватности в Сети и делятся излишней информацией. 50% указывают в соцсетях настоящий возраст, делятся личными фотографиями, 31% указывают номер школы, а 9% ставят геолокацию. Более того, у 28% несовершеннолетних страница открыта для всех, 38% может написать кто угодно. В результате 82% детей получают запросы на дружбу от незнакомцев, в 29% случаев — от незнакомых взрослых. Чаще всего последние стучатся в друзья к подросткам от 11 до 14 лет. 47% детей знакомятся с незнакомыми людьми в соцсетях, и 37% потом встречаются с ними лично. 10% детей отметили, что незнакомые взрослые писали им странные сообщения.

Разбираться в основах информационной безопасности важно каждому, и взрослому и ребенку. Это необходимо для сохранения личных данных и комфортного использования интернета.

Вместе с ребятами были рассмотрены основные киберугрозы современности, правила по сохранению персональных данных, а также ответственность за проступки и правонарушения, совершаемые в сети Интернет.

Напоминаем, что несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение киберпреступлений с 14 лет! Условно, подобного рода противоправные деяния можно разбить на несколько групп:

  • преступления, направленные на незаконное завладение, изъятие, уничтожение либо повреждение средств компьютерной техники и носителей информации как таковых (такие действия рассматриваются как посягательства на собственность и квалифицируются по статьям гл. 24 УК РБ);
  • преступления, направленные на получение несанкционированного доступа к компьютерной информации, ее модификации, связанные с неправомерным завладением компьютерной информацией, разработкой, использованием либо распространением вредоносных программ и т.д. (такие действия рассматриваются как преступления против информационной безопасности и квалифицируются по статьям гл. 31 УК РБ);
  • преступления, в которых компьютеры и другие средства компьютерной техники используются в качестве средства совершения корыстного преступления, и умысел виновного лица направлен на завладение чужим имуществом путем изменения информации либо путем введения в компьютерную систему ложной информации (такие действия рассматриваются как хищение путем использования компьютерной техники и квалифицируются по ст. 212 УК РБ).