Выбор профессии - важный шаг в жизни ребенка
«Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого ребенка»
Какой будет будущая профессия, каким делом будет заниматься выпускник школы, вопросы, которые задают себе не только обучающиеся, но и взрослые, окружающие их. И очень важно ввести ребенка в мир профессий, рассказать, показать, что ждет его в будущем.
Выбор профессии – важный и ответственный шаг каждого ребенка. Выбор профессии – очень сложная проблема. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, его склонности, способности, желания.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним.
- В беседе с ребенком старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
- Если вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
- Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенку определиться, а вовсе не определяетесь вместо него. Помогаете - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.
Родителям не стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: подросток подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытым столкновением мнений. Сначала надо восстанавливать взаимоотношения с ребенком, а уж потом заниматься планированием будущего.
Задача родителей не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
Этот способ предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать.
Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
Опыт общения с вами и может быть с представителями той или иной профессии может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно и вместе с ребенком собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях.
ШАГ 4. От слов - к делу. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, изучайте дополнительную литературу, пользуйтесь системой Интернет. Вы должны знать все плюсы и минусы данной профессии.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в образовательные учреждения.
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.
Стратегия выбора профессии. 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:
ХОЧУ |
МОГУ |
НАДО |
Помочь подростку оценить его способности и интересы; Выяснить, какие профессии ему нравятся; Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. |
Помочь определить способности, ЗУН. Рассказать, как можно их применить; Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. |
Исследовать рынок труда; Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию; Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии. |
Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.
Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.
В завершении притча «Карандаш» о роли близкого взрослого в жизни ребёнка.
Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать себя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать.
Именно Вы можете стать тем «карандашным мастером», который направит жизнь ребенка в правильное русло, сформирует у него необходимые для жизни умения и навыки, будет оказывать помощь и поддержку.